Этот праздник напоминает нам об одном из ключевых событий отечественной истории — освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Память о тех героических днях сохранилась не только в летописях, но и в произведениях искусства.
Я об этом я сейчас и расскажу.
Большая часть людей, находящаяся здесь часто видела картину 1850 года «Минин и Пожарский» Михаила Ивановича Скотти - русского живописца и графика итальянского происхождения, родившегося так же как и я в Петербурге.
На полотне перед нами предстают лидеры народного ополчения — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.
Князь Пожарский изображён в боевых доспехах и ратном шлеме, с русским стягом в руках.
Рядом — Кузьма Минин в простой крестьянской одежде: он указывает рукой в сторону Москвы, а его волосы трепетно развеваются на ветру.
За спинами героев открывается величественный вид на Московский Кремль с Успенской звонницей и колокольней Ивана Великого. Вдали видны отряды воинов, готовых к схватке с неприятелем.
Драматическую атмосферу последних минут перед решающей битвой усиливают зловещее зарево пожаров, клубы густого дыма и чёрные птицы, кружащие над Кремлём.
Но знали ли вы, что картина является частью триптиха?
Две другие части не менее впечатляющи:
1.«Подвиг Ивана Сусанина» (1851, Третьяковская галерея).
На картине запечатлён трагический момент казни героя.
Действие разворачивается на фоне заснеженного елового леса.
Композиция построена на контрасте: с одной стороны — поляк с острым кинжалом, чья фигура выступает из тени; с другой — русский крестьянин, лицо которого выделено светом.
Взгляд Сусанина устремлён к небесам, правая рука сложена в молитвенном трёхперстии. Даже перед лицом неминуемой гибели герой сохраняет внутреннее достоинство и духовную стойкость.
Особую выразительность сцене придаёт серебристо‑голубой лунный свет. Интересно, что Скотти выбрал для этой работы форму тондо — круглую композицию, придающую полотну декоративную завершённость.
2. «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину» (1851, Сергиево‑Посадский государственный историко‑художественный музей‑заповедник).
Картина переносит нас в обстановку Смутного времени, раскрывая роль монастырской обители в общенародном деле. В центре — архимандрит, вручающий монастырскому воину собственноручно написанную грамоту.
В ней содержится призыв вступить в народное ополчение для освобождения столицы в 1612 году.
Художник тщательно проработал образ Дионисия, опираясь на древнерусские источники.
Перед нами — глубокий, одухотворённый человек, в чертах которого ясно читается выражение острой тревоги о людях, о Родине, о вере.
Все три картины были заказаны художнику меценатом, славянофилом Алексеем Ивановичем Лобковым, и хранились в его московском доме на Покровке.